«Семья – это важно»
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные ценности.
Работая в детском саду вот уже более 20 лет, хочу отметить, что современные дети и их родители изменились. Ежегодно, анализируя социальный состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду я поняла, что наиболее значимыми для родителей дошкольников являются образовательные результаты, связанные с «формированием прочных знаний» (69,5%) и «возможностью развития своих способностей» (43,1%), причем, наблюдаются неоправданно завышенные требования к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции, умение читать, писать, быть лучшем во всех делах), без учёта реальных возможностей дошкольников.
Кроме того, от посещения детского сада большинство родителей, 99%, ожидают широкий спектр оздоровительных услуг и считают, что охрана и укрепление физического здоровья детей должно быть приоритетным. 70% родителей считают не менее важным и психологическое здоровье ребенка, а также эмоциональное благополучие, обеспечение интеллектуального и личностного развития. Кроме того, 86% родителей ждут от детского сада интересного общения своих детей со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе. А 26% родителей вообще переложили ответственность за воспитание и развитие своего ребенка только на детский сад. Почему?
На наш взгляд, этому есть несколько причин.
Прежде всего, нестабильность статуса семьи. Женился – развелся, все просто, безответственно. Никто не задумывается, а каково детям, как им разделить свою любовь между папой и мамой. Отсюда стрессы, агрессия, неврозы, суицид.
Следующая причина – это недооценка важности семейного воспитания, подумаешь, мы тоже так росли. Целый день бегали на улице, пока родители работали и ничего, выросли!
Далее, нет семейных устоев, традиций, мероприятий, обязанностей, общих дел, всего того, что укрепляет семью, формирует ее целостность. Почему мы сегодня не устраиваем семейные чтения, совместные прогулки, приготовления подарков и блюд, не играем вместе на спортивной площадке?
Кроме того, очень часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребёнком и его воспитании. Порой они не знают, как быть интересными для детей, как выстраивать партнёрские отношения с ними, чем увлечь.
А еще, нежелание быть участниками воспитательно-образовательного процесса и принимать активное участие в различных мероприятиях группы и детского сада. Странно, но жизнь и деятельность ребенка в детском саду некоторыми родителями не воспринимается всерьез. А ведь ребенок гордиться, когда мама и папа пришли на праздник, на занятие, на детский спектакль, вместе нарисовали рисунок или сделали поделку.
А дети, какие они? Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьёй в кафе и ресторан, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. Детям покупается и дарится так много, что практически никто из современных детей не может быстро сказать, какая игрушка у него любимая, т.к. некоторые дети вообще не знают, сколько у них игрушек. То же касается одежды, обуви, спортивного оборудования и многого другого
Уважаемые родители, ПОЙМИТЕ, не всегда малыш бывает в состоянии оценить изыски детского меню солидного ресторана, а в 4 года понять разницу между отдыхом в Италии и Испании. Иногда, с искренним желанием провести чудесный семейный отпуск, родители не могут предсказать, как отразятся на 5-летнем человеке длительные перелёты, регистрации и ожидания в аэропортах, смена климата, воды и режима питания. Да и тысячи попутчиков, соседей по столику, случайных знакомых, каждый из которых несёт свои эмоции, свои истории, свой темперамент и, простите, свои инфекции, пожалуй, не всегда бывают нужны. В своё время мы, пусть в неудобной обуви и не самой красивой одежде, имели грандиозное преимущество перед нынешними детьми: мы входили в мир постепенно. Расширяя свой кругозор от дворовой детской площадки, продвигаясь маршрутом до своего детского сада, стадиона, магазина, мы считали вершиной самостоятельности загородную поездку с друзьями или экскурсию с классом в столицу. На многих маленьких детей сегодня взрослый мир сваливается сразу и целиком.
При всех этих современных ценностях задумываются ли родители это ли нужно их малышу? К сожалению многие забыли, что дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека и ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по – своему полезны детям.
Мои наблюдения показывают, в последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов, совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. Весьма печально.
Я очень надеюсь, что прочитав мою статью, современные родители задумаются о тех ценностях, которые существуют в их семье и возможно они изменяться. Не забывайте, что семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Тесное общение бабушек и дедушек со своими внуками, их доброта и справедливость, терпение и жизненный опыт делают жизнь малышей радостной и содержательной. Старая японская мудрость гласит:
Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.
Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья.
Если человек загадывает на века – он воспитывает детей.
От того, как будут образованы наши дети, каковы будут их ценности, а главное, как они будут воспитаны, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.