«Как помочь малышу начать говорить!»
Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет — очень важный этап овладения родным языком. Речь малыша не просто стремительно развивается — она формируется, поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период очень важна. Правильно организованное общение и занятия не только помогают развитию речи ребенка, но и компенсируют возможные нарушения – отставание в речевом развитии. После двух лет даже самые молчаливые начинают говорить, хотя происходит это у всех по-разному. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Внимание к развитию речи на первых возрастных ступенях особенно важно. В это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования, без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться на всегда.
Большинство родителей осознают важность развития речи своих малышей и поэтому следят за тем, как они начинают говорить. Очень хорошо если малыш говорит охотно и довольно разборчиво, но если ребенок говорит совсем мало, неразборчиво, или вообще молчит – это очень тревожит его близких. К двум годам дети знают достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С – остальные (кроме гласных) они заменяют известными или совсем пропускают, помощь логопеда в таких случаях не нужна. Старайтесь больше общаться с малышом, задавать больше вопросов, но не устраивать ему допрос: что какого цвета, где большой дом, а где маленький, интересуйтесь его проблемами, его впечатлениям, его мнением. Займитесь самостоятельно развитием речи своего крохи. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, мелкую моторику, голос, проблема решится сама собой.
Существуют игры, направленные исключительно на развитие речи детей: дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Главной целью всех этих игр является развитие речи, наблюдательности, а также способность научиться различать и сравнивать предметы, явления, объекты и познавать мир в непринужденной и интересной обстановке.
Как известно, ораторами не рождаются. Чтобы ваш ребенок научился говорить красиво и правильно, не стоит пускать это важное дело на самотек. Слова, сказанные сквозь зубы, почти не раскрывая рта, вряд ли послужит хорошему взаимопониманию между людьми. Нужно постараться устранить этот и многие другие недостатки речи у ребенка пока они не вошли в привычку. Постоянная тренировка нужна и для развития органов речи. Для этого предстоит заняться артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Занятия особенно полезны детям от трех лет. Артикуляционные и дыхательные упражнения сделают мышцы, участвующие в образовании звуков, более подвижными. С младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6- 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно